Профессия моряк — кто такие моряки (торгового флота, рыбаки, женщины-моряки и мужчины, моряки-механики и другие)? Какие виды морских специальностей существуют на гражданском флоте? Что значит быть моряком?
Кто такие моряки? Гражданский моряк — это человек, работающий на судах или в наземных службах гражданского флота РФ. Но ответ не так прост, как может показаться. За овеянным романтикой морских путей словом «моряк», необычными погонами и нагрудными знаками офицеров морского гражданского флота стоит сложная многоуровневая структура специализаций и должностей, чётко структурированная в зависимости от места работы, функциональных обязанностей и должности человека, чья профессиональная жизнь связана с морем.
Работа моряка определяется в первую очередь типом судна, на котором он несет службу. К наиболее распространённым типам судов относятся:
- Грузовые: контейнеровозы, рефрижераторы, балкеры (суда, перевозящие сыпучие грузы), танкеры и др. На таких судах несут службу моряки торгового и грузового флотов;
Рыболовецкие – моряки-рыбаки выходят в районы морского промысла, зачастую расположенные далеко от родных берегов, перегружая выловленный улов на грузовые суда в открытом море; - Научные – моряки-инженеры научного флота являются профессионалами высочайшего класса и имеют все необходимые навыки для контроля и обеспечения сложного научного оборудования, а также любых типов двигателей, вплоть до ядерных реакторов;
- Пассажирские – экипажи таких судов включают всех специалистов, которые могут понадобиться пассажирам во время переходов в прибрежную зону или открытое море;
- Смешанного типа – например, грузопассажирские морские паромы.
Но к какому типу ни относилось бы судно, его экипаж всегда разделён на две главные службы, машинную и палубную.
Машинная команда подчиняется старшему механику – моряку, отвечающему за бесперебойную работоспособность ходовой части, т.е. всех машин, механизмов и систем машинного отделения судна. В подчинении у старшего механика находятся офицеры-механики – их количество зависит от размера экипажа:
- второй,
- третий,
- четвёртый,
- системный механик,
- электромеханик,
- рефмеханик,
- а также рядовой состав (сварщики, токари, мотористы и др.).
Старший механик подчиняется капитану судна.
Капитан возглавляет как весь экипаж, так и палубную команду. В её ведении находятся:
- трюмы – палубная команда отвечает за их состояние, подготовку к эксплуатации, контролирует разгрузку и погрузку в портах;
- палуба и палубные механизмы – команда отвечает за постоянную уборку, покраску и содержание в надлежащем виде и состоянии;
- штурманская прокладка курса на картах и ходовые вахты в море;
- проверка и поддержание работоспособности приборов и механизмов надстройки и рулевой рубки;
- поддержание жизнеобеспечения экипажа;
- судовые тренировки и учения.
К палубной команде также относятся офицеры – помощники капитана:
- старший (первый),
- второй,
- третий,
- четвертый,
и рядовой состав:
- боцман,
- матросы,
- коки (повара) и другие.
Список экипажа судна называется судовой ролью. В судовой роли часто есть должности судовых радиооператоров, врачей, буфетчиков, дневальных (уборщиков).
Служба моряка – это постоянная большая ответственность, а иногда и тяжелые физические нагрузки. Традиционно считается, что моряк, тем более моряк дальнего плавания, месяцами не бывающий дома, – профессия сугубо мужская, однако на флоте есть и женщины-моряки. Женщины в роли буфетчиц, дневальных и коков никого не удивляют, – а вот женщины на штурманских и технических должностях встречаются гораздо реже. Однако и в этой сфере примеров успешной службы женщин становится всё больше.
Немало их и среди «сухопутных моряков» – офицеры гражданского флота, занятые в наземных службах портов и пароходств России также по праву называются моряками.
Фото из открытых источников