Главная / Актуально / В. Путин: курс на Севморпуть, арктическое судостроение и подготовку кадров
logo

В. Путин: курс на Севморпуть, арктическое судостроение и подготовку кадров

Президент России Владимир Путин 29 февраля озвучил ежегодное послание Федеральному собранию РФ. В своем обращении он традиционно не обошел вниманием транспортную тему. Президент поставил задачу: достичь технологического суверенитета в сквозных сферах, которые обеспечивают устойчивость всей экономики страны. К ним он отнес и все виды транспорта, а также беспилотные морские системы.

«Трем китам» воднотранспортной отрасли ─ судостроению, судоходству и кадровому обеспечению ─ заданы векторы перспективного развития. Об этом ─ в материале "Флагман-ньюс".

Судостроение

Глава государства ставит задачу и далее наращивать арктический флот. Он напомнил, что Балтийский завод в Петербурге успешно строит ледоколы проекта 22220. В начале года там был заложен очередной – новый универсальный атомный ледокол (УАЛ) назвали «Ленинград». А в следующем году, как анонсировал Владимир Путин, заложат еще один – «Сталинград». При этом сейчас, напомним, на предприятии достраивают «Якутию» и «Чукотку» того же проекта.

На дальневосточной верфи «Звезда» также возводят ледокол нового поколения – сверхмощный «Лидер», головной атомный ледокол проекта 10510 (мощностью 120 МВт). Будущего мирового чемпиона заложили в 2021 году.  

В планах – существенное обновление торгового флота: танкеров, газовозов, контейнеровозов. Их будут строить на базе отечественных же верфей. Все это, как считает президент, позволит российскому бизнесу выстраивать эффективные торговые потоки в условиях меняющейся логистики и кардинальных перемен в глобальной экономике.

Упомянул Путин и действующую программу «квоты под киль», подчеркнув, что это правило должно строго выполняться. Как известно, российские компании получают квоты на добычу морепродуктов. Взамен они обязуются закупать новые промысловые суда российского производства, тем самым обновляя флот.

Напомним, по этой программе сейчас строятся сразу 8 краболов на Находкинском СРЗ, а всего в Приморском крае – 16 таких судов. Нижегородский завод «Красное Сормово» в рамках «квот под киль» построит серию из пяти краболовов-процессоров проекта КСП01. Заказчиком всех пяти объектов выступает Северо-Западный рыбопромышленный консорциум. Хабаровский судостроительный завод в 2023 году передал заказчику – магаданской рыбодобывающей компании «Маг-Си Интернешнл» – два краболовных судна, построенных по программе «квоты под киль»: «Омолон» и «Кедон». 

То есть дело движется, рыболовный флот обновляется. При этом, как сказал президент, в текущем году федеральный бюджет получил от продажи квот на морепродукты существенные деньги: порядка 200 миллиардов рублей. 

«Предлагаю часть этих средств целевым образом направить на социальное развитие муниципалитетов, которые являются базой нашей рыболовной отрасли», – добавил глава государства, отметив, что с министром финансов РФ Антоном Силуановым инициатива обсуждалась.

Это предложение главы государства охотно поддержал, к примеру, губернатор Магаданской области Сергей Носов. «Значимая новость для Магадана, где серьезно модернизируется рыболовная сфера, идет подготовка к реконструкции рыбного порта и строительству морского туристического центра, продолжается «генеральная уборка» бухты Нагаева», – написал он в своем телеграм-канале. И добавил, что новая инфраструктура позволит создать дополнительные высокооплачиваемые рабочие места для местных жителей. А рыболовная отрасль получит развитие и расширение.

Судоходство и порты

По словам Владимира Путина, дальнейшее развития Северного морского пути (СМП) останется «в зоне особого внимания». Президент пригласил зарубежные логистические компании и государства активно использовать возможности этого глобального транспортного коридора. Он привел данные ФГУП «Атомфлот» о том, что в прошлом году по Севморпути было перевезено более 36 миллионов тонн груза. Сложно представить, но это в пять раз больше рекордного показателя времен СССР. И это не предел. 

О том же, то есть о хорошей динамике развития СМП, месяц назад на церемонии закладки ледокола «Ленинград» говорил и глава госкорпрации «Росатом» Алексей Лихачев.

Рекордные показатели грузоперевозок, десятикратный рост транзита, привлечение международных компаний, опережающий темп роста инфраструктуры СМП. Но ключевым вопросом дальнейшего развития является арктическое судостроение, которому президент уделяет повышенное внимание, понимая всю важность. Напомним, что в составе национальной группировки сейчас – 41 ледокол, в том числе 34 дизель-электрических и 7 атомных. 

В послании было отмечено и то, что Россия в ближайшее время собирается обеспечить круглогодичную навигацию по СМП и нарастить обороты своих северных портов, в том числе и такого важного Мурманского транспортного узла, строительство которого, напомним, должно быть полностью завершено в декабре 2024 года.

На недавнем совещании в правительства РФ первый вице-премьер Андрей Белоусов обратил особое внимание на недопустимость срыва сроков по реализации проекта. Морской порт Лавна, который входит в этот узел, является стратегическим. Сегодня его значение возрастает: порт призван открыть новые экспортные направления для российского угля за счет беспрепятственного доступа в нейтральные воды Мирового океана. Другое значимое преимущество порта – его глубоководность. Уже у берега глубины достигают 15 метров, что позволит Лавне принимать крупнотоннажные суда. Кроме того, порт является незамерзающим, то есть не требует работы ледоколов.

«Арктическая зона и, в частности Мурманская область, – в центре внимания Владимира Путина. Это и развитие Севморпути, и Мурманский транспортный узел, так как за счет него также будет расти грузопоток СМП», – прокомментировал послание губернатор Андрей Чибис.

Еще одной важной проблемой в области судоходства глава государства назвал необходимость модернизировать опорную сеть внутренних водных путей. Это, в свою очередь, даст дополнительный экономический эффект в области туризма, в плане развития промышленности, а также позитивно скажется на развитии, как было отмечено, «отдельных чувствительных, очень важных для страны регионов, в том числе на Крайнем Севере».

Коснулся Путин и портовых мощностей Азовского и Черного морей. Чтобы активнее их использовать, необходимо нарастить пропускную способность железных дорог в южном направлении. Такая задача стоит.

Закрывая тему рек, президент подчеркнул, что за последние пять лет очищены тысячи километров рек и берегов, а грязные стоки в Волгу сокращены почти наполовину.  Теперь поставлена новая цель: вдвое снизить загрязнение основных водных объектов России.

Кадры

Выполнение всех этих задач и целей невозможно без профессиональных кадров. Путин напомнил о проекте «Профессионалитет», реализуемом на принципах непосредственного взаимодействия образовательных структур с предприятиями реального сектора. Этот проект позволил обновить образовательные программы для ряда отраслей, в том числе и судостроения.

Однако до 2028 года для этих сфер предстоит подготовить более миллиона самых разных рабочих. Поэтому президент предложил распространить этот же подход – кооперации учреждений образования и предприятий – на всю систему среднего профобразования.

Система подготовки кадров имеет ключевое значение для развития не только транспортной сферы, но и национальной экономики в целом, а потому заслуживает самого пристального внимания. 

Подготовила Марина ЛАЙД. Источники фото: kremlin.ru, правительство Мурманской области, СЗ "Красное Сормово", ФГУП "Атомфлот" и Находкинский СРЗ.

23:25