Главная / Ретрофлот / Всероссийская выставка 1896 года: на слиянии Волги и Оки
logo

Всероссийская выставка 1896 года: на слиянии Волги и Оки

В апреле 2024 года в издательстве "Альпина нон-фикшн" вышла новая книга Алексея Иванова "Речфлот: история речного флота Российской империи и Советского Союза". В ней рассказывается не только о развити речфлота, но и о людях, творивших речную историю, о внутреннем устройстве речной жизни, о событиях и судьбах. Флагман-ньюс публикует отрывок из этой книги, посвященный Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года.  

...В XIX веке в Европе и США обрели популярность «выставки достижений народного хозяйства». Более-менее регулярно проводились они и в России. Нижегородские коммерсанты и чиновники сумели убедить организаторов, что очередной форум непременно должен пройти в Нижнем Новгороде.

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка оказалась самой богатой и самой выразительной за всю историю. Только экспертов по разным отраслям хозяйства было привлечено
476 человек. На берегу Оки, возле Молитовского затона, вырос удивительный комплекс из 55 казённых и 117 частных построек: гибрид сказочного города Леденец и Вавилонского столпотворения. Павильоны проектировали лучшие архитекторы. Изящество стиля модерн смешалось с новейшими технологиями и диким, но обаятельным китчем (хотя такого термина ещё не существовало). Среди древнерусских теремов стояли итальянские палаццо, античные храмы, мавританские дворцы и китайские фанзы, а ещё шахтные копры, винные бочки и самовары. Над морем фигурных крыш вздымалась гиперболоидная башня инженера Шухова. Владимир Шухов разработал и перекрытия для многих павильонов — сетчатые и веерные конструкции, революционные для инженерии своего времени. 

Выставка открылась 28 мая 1896 года. 

При выставке был сформирован настоящий флот. Для обслуживания посетителей Нижний Новгород пригласил Финляндское лёгкое пароходство, и Волгу с Окой бороздили 17 «фильянчиков», речных трамваев. Из города на выставку ходили два паровых парома — «Окарь» и «Волгарь»; на их нижних палубах помещались пролётки извозчиков и подводы крестьян, на верхних—публика. Вдоль «выставочного» берега Оки стояли павильоны-дебаркадеры и пароходы-экспонаты: «Император Николай II» Сормовского завода, «Великая княжна Ольга Николаевна» общества «Кавказ и Меркурий», «Императрица Александра» общества «По Волге» и «Екатеринбург» пароходчика Любимова. 

Многие предприятия, связанные с речным флотом, имели собственные павильоны. Сормовский завод на макете демонстрировал строительство парохода, а «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» — новый способ перевозки нефти в наливных баржах. В павильоне завода «У. С. Курбатова наследники» зрителей поражал огромный паровой двигатель с буксира. Возле военно-морского павильона красовалась грозная лодка-миноноска с боевым снаряжением.

Архитектор Владимир Шервуд, автор проекта здания Исторического музея в Москве, спроектировал для выставки павильон «Волжско-Каспийское судоходство». Дворец Шервуда стоял на барже — был дебаркадером. После завершения выставки роскошный дебаркадер ещё долго служил пристанью «Добровольного флота» в Нижнем Новгороде. 

XVII отдел выставки был посвящён торговому судоходству, морскому и речному. Отдел занимал четыре здания. Павильон «Речное судоходство» был построен в виде крытого цирка, и рядом была вкопана высокая мачта с реями и такелажем. Казанский округ путей сообщения представил коллекцию судомоделей. Общество «Кавказ и Меркурий» привезло на выставку свои святыни — лодку-верейку и «плезир-яхту» Петра I.

17 июля в Нижний Новгород на выставку пожаловали император Николай II с императрицей. Их встречали с должным ликованием. Полиция не отделяла царский экипаж от толпы, но губернатор попросил нижегородцев вести себя пристойно, не выпирать на мостовую и в припадке верноподданничества не бросать под колёса экипажу свою одежду, как было принято в старину.

На выставке молодой государь был вежлив, но не любопытен. Он равнодушно прошёл мимо первого русского автомобиля Евгения Яковлева и Петра Фрезе, зато увлечённо наблюдал за подъёмом аэростата — огромного, «в две избы», — и за погружением водолаза в глубокий бак. Экскурсоводом по Фабрично-заводскому отделу у Николая был Дмитрий Менделеев, а по отделу Красного Креста — Иван Павлов. До павильона речного судоходства Николай так и не добрался, зато поприсутствовал при освящении
парохода на Оке. Для царской четы на Волге устроили фейерверк: два парохода изображали крепости, а третий атаковал их, стреляя ракетами и запуская шутихи.

С ярмарки государя повезли на рыбную пристань у Гребнёвских песков; огромный двуглавый орёл над воротами пристани был сложен из большущих сушёных рыбин. Государю и государыне показали, как загружают рыбу в барку. Затем императорская чета взошла на полицейский пароход «Князь Юрий» и покаталась по Волге. Пароход причалил у пристани Зевеке, где высился бархатный шатёр, увешанный старинным оружием. На этом и завершился императорский вояж по городу, ярмарке и выставке. 

А выставка работала до 1 октября. Её посетило больше миллиона гостей. Подводя итоги форума, глава экспертного совета промышленник и экономист Григорий Крестовников сказал: «На выставке, расположенной при слиянии Волги и Оки, нет надобности говорить о развитии у нас речного судоходства. Один взгляд на лес мачт, окружающих на много вёрст Нижегородскую ярмарку, даёт лучший ответ на этот вопрос».

21:14